Репортаж

Итальянский виноград и итальянские виноделы

 
 

Обозреватель нашего еженедельника, совершивший поездку в Италию, побывал на фирме «Мартини и Росси», производящей прославленный вермут, игристое и сотни других марок напитков, добываемых из винограда этой солнечной страны — одного из центров мирового виноделия. Увиденное навело его на некоторые размышления по поводу советско-итальянского делового сотрудничества...


В составе итальянских частей, входивших в наполеоновскую армию, которая в июне 1812 года атаковала Россию, служили два брата — маркизы Пьетро и Джузеппе Терци из города Бергамо. Пьетро был кадровым военным, а младший брат Джузеппе был призван в армию из Пармского благородного колледжа, где изучал искусства, ибо с детства проявлял художественные наклонности.
При отступлении Пьетро погиб где-то около Смоленска, а Джузеппе тяжело больным попал в плен под Вильнюсом, где М. И. Кутузов разгромил остатки «великой армии».
Выходили Джузеппе Терци монахи одного из вильнюсских монастырей. И, едва встав на ноги, молодой итальянец тут же взялся за карандаш и кисть, вспомнив о своем даре портретиста. Слава о талантливом художнике быстро распространилась по всему Вильнюсу, и это облегчило поиски пленного маркиза, которыми занимался его земляк, зодчий Джакомо Кваренги, тоже родом из Бергамо, но более тридцати лет живший и работавший в России. Благодаря хлопотам Кваренги Джузеппе Терци вскоре получил освобождение из плена и перебрался в Петербург, где зодчий ввел земляка в лучшие аристократические дома русской столицы.
В доме княгини Прасковьи Андреевны Голицыной Джузеппе Терци познакомился с ее двумя очаровательными дочерьми, которым он давал уроки рисования. Пылкий итальянец не замедлил влюбиться в старшую, княжну Лизаньку, с которой через некоторое время обвенчался. Новобрачных благословил сам император Александр I, ибо невеста была близка ко двору и принадлежала к знатнейшему русскому аристократическому роду, ведущему происхождение от славного петровского полководца генерал-фельдмаршала М. М. Голицына — прадеда Елизаветы.
В Италии Елизавета Голицына-Терци не забывала землю своих праотцев, общалась с вояжировавшими по Европе соотечественниками, часто наезжала в Петербург. Свою внучку она выдала замуж за пьемонтского маркиза Артема Сейсельдекса, тоже наполовину русского. Его матерью была урожденная Бутурлина Елизавета Дмитриевна, дочь известного русского библиофила, бывшего директора Эрмитажа графа Дмитрия Петровича.


«СОЛНЕЧНАЯ ЯГОДА», ДАЮЩАЯ ПРОЦВЕТАТЬ ГОСУДАРСТВУ
Потомки полурусских супругов Сейсельдексов женились и выходили замуж за итальянцев, и все же их правнук, Аймоне Сейсельдекс — косая сажень в плечах, двухметрового роста мужчина, — непостижимой игрой природы наделен чертами типично русского человека.
Аймоне Сейсельдекс — генеральный директор знаменитой итальянской фирмы по производству вермутов и игристых вин «Мартини и Росси», в чем он продолжает традиции своих как русских, так и итальянских предков. — Среди Сейсельдексов,— с гордостью рассказывает маркиз,— одной из древнейших аристократических фамилий Италии, давшей стране немало крупных государственных и военных деятелей, виноградарство и виноделие издревле были в почете. Муж Елизаветы Дмитриевны Бутурлиной, Клаудио Сейсельдекс, впоследствии — герой Рисорджименто, национально-освободительного движения Италии, производил отличные сухие красные вина, изготовление которых на земле Пьемонта восходит еще ко времени Плиния.
В нашей стране хорошо известно также, что одним из основателей производства прославленных российских шампанских вин был князь Л. С. Голицын, вошедший благодаря этому в историю вместе с когортой Голицыных — полководцев, государственных мужей, дипломатов, писателей, композиторов, основателей больниц, собирателей художественных ценностей.
Пьемонт (в дословном переводе — земля, расположенная у подножия гор) и его главный город Турин в наше время известны во всем мире как центр итальянской автомобильной промышленности. Машиностроение (а вместе с великолепными автомобилями здесь выпускаются самолеты, тракторы, мощные дизельные двигатели, электровозы, военная техника, сложнейшие электронные системы, полиграфическое оборудование, химические продукты, текстиль) давно сделали Пьемонт, лежащий на путях из Центральной и Западной Европы через Альпы к побережью Тирренского и Адриатического морей, сердцем итальянской индустрии. Но Пьемонт — это не только индустрия, но еще и высокоразвитое сельское хозяйство» поставляющее на итальянский и мировой рынки рис, пшеницу, продукты животноводства, виноградарства и виноделия и тем самым вносящее весомый вклад в то, что область — в числе первых в Италии по уровню благосостояния жителей. Добавим, что Италия в целом в последние годы по уровню национального дохода на душу населения делит с Англией четвертое место среди промышленно развитых стран мира.
Значительный вклад в процветание Пьемонта и всей Италии вносят виноградари и виноделы, добившиеся в последние десятилетия поистине замечательных успехов в своем многотрудном и тонком деле. Конечно, им благоприятствовал и мягкий средиземноморский климат, и тысячелетние традиции, передаваемые из поколения в поколение, и всевозможные экономические стимулы как стихийного, рыночного характера, так и определяемые властями с целью поощрения одной из самых доходных и важных для экономики страны отраслей сельского хозяйства. Площадь под виноградниками здесь постоянно росла, постоянно росла и урожайность, в результате чего Италия в течение многих лет держит первое место в мире по сбору винограда — около 120 миллионов центнеров в год. На втором месте — Франция. На третьем шла наша страна (80 миллионов центнеров в год), пока на нее не обрушился самоубийственный вихрь антиалкогольной кампании, когда в одночасье была вырублена одна четвертая часть виноградников (четыреста тысяч гектаров), объявленных техническими сортами, потому что они использовались для производства вин.
Производство же виноградного вина в Италии после 1916 года увеличилось почти в четыре раза, достигнув в урожайном 1980 году рекордной цифры— 86 миллионов гектолитров. Наш рекорд до начала антиалкогольного сумасбродства — 34,4 миллиона гектолитров, то есть в два с половиной раза меньше, чем в Италии, а население СССР в пять раз превышает итальянское.
Великим почтением издревле окружена в Италии виноградная лоза, утоляющая своими беспримерными по вкусу ягодами голод, а напитком из перебродившего сока — жажду, открыв одновременно людям секрет вакхических наслаждений, умножавших радости жизни. На римском форуме в знак поклонения с незапамятных времен высаживалось три древа, олицетворявших процветание государства: олива, смоковница и виноградная лоза. Эти три древа по традиции красуются среди античных руин форума и в наши дни, а одна из улиц старого центра Рима сохранила по сей день свое изначальное название: виа делла Вите — улица Виноградной лозы.
В Италии есть несколько великолепных музеев виноградарства и виноделия, в которых с большим знанием дела отражено развитие в стране начиная со времен античности этой отрасли агрикультуры.
Лучшим из них не только в Италии, а, пожалуй, и во всей Европе является музей в поселке Пессьоне, что километрах в тридцати к югу от Турина. В Пессьоне находятся основные производственные мощности «Мартини и Росси». Музей также принадлежит фирме. Экспозицию открывает античный барельеф II века до н. э., изображающий двух амуров, усердно давящих ногами виноградные ягоды, то есть проделывающих первую операцию по превращению их в вино. Такой способ давления винограда считался лучшим вплоть до конца прошлого века, хотя уже во времена античности появились для этой цели механические прессы, подробно описанные, в частности, Плинием.
Выдавленный виноградный сок римляне сливали в огромные сосуды емкостью до 2500 литров, которые на две трети закапывались в землю. Их называли долии. Делались они из обожженной глины (которую у нас почему-то именуют итальянским словом терракота). В долиях происходил процесс брожения, по его завершении виноградный сок обращался в вино. Помещение, где стояли долии, древние римляне называли апотеками.
При потреблении вина соблюдался сложный ритуал. Драгоценную влагу из амфор переливали в кратеры — сосуды с широким горлом, где к вину, изготовлявшемуся обычно из привяленного винограда и потому очень крепкому, добавляли воду из особых сосудов, носивших название гидрий. Лишь после этого виночерпий разливал участникам пира напиток по чашам, которые на протяжении веков тоже претерпели многочисленные превращения. Вначале это был самый обычный бычий рог, иногда украшенный серебряными или золотыми аппликациями. Его заменили бокалы, изготовленные целиком из драгоценных металлов или терракоты, самых разнообразных форм, с ножками или без оных. В музее «Мартини и Росси» есть великолепный терракотовый расписной бокал пятого века до нашей эры в виде широкой чаши, называемой киликом. В широком ходу в Древнем Риме был и бокал мостос, который воспроизводил форму женской груди с ножкой в виде соска. Вокал этот, чтобы не опрокинуть, поставить на стол было нельзя, его надо было осушить до конца, поднеся ко рту бивший из соска фонтанчик хмельной влаги.
К слову сказать, винопитие и в наше время в Италии, как и в других европейских винодельческих странах, обставлено правилами, от самых простых, известных там с детства всякому, до самых сложных, которыми до конца владеют только знатоки. Благодаря этому вино бодрит дух и укрепляет тело, а не разрушает и то, и другое, и не приближает жизнь к роковой черте!
Первая заповедь, естественно, гласит, что никогда не надо злоупотреблять «божественным нектаром». В Италии считается, что человек умственного труда, ведущий сидячий образ жизни, не должен выпивать в день более полулитра сухого вина. Человек, работающий с большой физической нагрузкой, может позволить себе один литр в день, а крестьянин, который трудится на свежем воздухе, — даже полтора литра, если это по возрасту еще не вредит здоровью.
Вторая провозглашает, что вино только тогда доставляет удовольствие, когда его пьют мелкими глотками за едой. В Италии никогда не увидишь человека, который бы выпил залпом не только стакан сухого вина, но даже рюмку коньяка или какого-нибудь другого крепкого напитка. Вино, выпитое так бездарно — одним махом, да еще, быть может, натощак, быстро всасывается в кровь и так же быстро приводит к опьянению. И третье правило, которое следует помнить всякому, кто не дал обет трезвенности, сводится к тому, что при смешении напитков разной крепости начинать надо со слабых, а рюмочку десертного вина, коньяка или водки принимать только по завершении трапезы, действительно на десерт, после кофе. Это правило особенно противоречит нашим традициям, результаты чего у всех перед глазами...
Остальное, пожалуй, можно отнести к компетенции знатоков, хотя в Италии чуть ли не каждый осведомлен, что белое вино подавать надо охлажденным, а красное — доведенным до комнатной температуры. Что пить вино надо из бокалов с высокой ножкой и обязательно из прозрачного стекла, держа при этом бокал непременно за ножку, но еще лучше за основание ножки, дабы запах руки не нарушил букет вина. Что начинать знакомство с благородным, выдержанным напитком надо с любования его цветом, затем — наслаждения букетом и потом только — вкусом посредством смакования мелкими глотками.
Такой способ питья уже сам по себе исключает неумеренность, не говоря о прочих нежелательных последствиях. Но только ли традициям итальянцы обязаны высокой культурой потребления вин, а также и других спиртных напитков, включая самые крепкие? Нет, не только. В стране ведется повседневная, если выражаться нашим языком, воспитательная работа в этом отношении. Издается роскошный красочный ежемесячный журнал объемом в 150 страниц «Чивильта дель бере» («Культура питья»). Публикуется масса великолепно иллюстрированных книг о вине. О вине говорят телевидение и ежедневная печать, а популярные еженедельники наряду с театральными, книжными и киноновинками знакомят своих читателей в специальной постоянной рубрике с новинками винного сезона.
Вино широко рекламируется по телевидению и в печати, никаких правительственных ограничений на такого вида рекламу в Италии нет, да их и невозможно представить, учитывая масштабы винного производства в стране и доходы по этой статье от экспорта.
И все же, несмотря на это, в Италии, как и во всей Европе, потребление вина и крепких напитков из года в год сокращается. Среднестатистический итальянец сейчас в год выпивает вина на треть меньше, чем двадцать лет тому назад: что-то около 60 литров. Особенно удручает виноделов молодежь, которая слишком подвержена моде и согласно веяниям времени запивает еду пивом или даже — о ужас! — кока-колой и фантой. К счастью, с возрастом вкус у итальянцев выправляется, и они свои предпочтения отдают солнечному виноградному напитку.


ТРИСТА ВИДОВ ПРОДУКЦИИ
Служащие фирмы провели меня по производственным помещениям в Пессьоне, показали гигантские резервуары и ультрасовременное оборудование, с помощью которого виноград превращается в «конечный продукт» — вермут либо шампанское, открыли двери в подвалы, где в «пюпитрах» зреет шампанское, приготовляемое по традиционному способу, снабжая по ходу дела информацией об истории «Мартини и Росси» и масштабах ее нынешней деятельности.
Фирма «Мартини и Росси» была основана в 1863 году в Пессьоне, где еще в конце XVIII века производили вермут. Этот напиток, который принимается до еды для возбуждения аппетита и изготавливается из вина с добавлением чистого виноградного спирта, настоянного на ароматических травах, был изобретен в Пьемонте. Одним из основателей производства вермута в Пессьоне был прапрадед Джованни Аньелли, нынешнего президента туринского автомобильного колосса ФИАТ...
Вермут «Мартини» сразу же завоевал необычайную популярность в Италии и за ее пределами, быстро утвердившись на мировом рынке. Уже к концу прошлого века фирма «Мартини и Росси» стала самым крупным экспортером Пьемонта и одним из самых важных во всей Италии. В Буэнос-Айресе, Женеве и Барселоне появились первые заграничные филиалы фирмы, положившие таким образом еще в прошлом веке начало созданию нынешней империи, включающей в себя 80 национальных фирм, которые действуют в 25 странах мира. На предприятиях группы сейчас занято 4 тысячи человек, и выпускают они более 300 видов продукции, расходящихся по рынкам 150 стран мира. Группа занимает шестое место в мире по объему выпуска вина и спиртных напитков. Всего в год производится примерно 32 миллиона ящиков с налитками, то есть около 400 миллионов бутылок. Коронное место, как и во времена основания фирмы, занимает вермут: 54,8 процента. Вина составляют 24,6 процента, шампанское — 10,3 процента, остальное — крепкие напитки.
Вермут «Мартини» по объему продажи вообще стоит в мире на втором месте после рома «Бакарди» («Бакарди» в год продается 276 миллионов бутылок, «Мартини» — 222 миллиона). 81,5 процента продукции группы расходится в Европе, включая и нашу страну, куда время от времени удается прорываться и вермуту, и некоторым другим продуктам «Мартини и Росси».
Маркиз Сейсельдекс сообщил мне, что он сейчас ведет переговоры с заинтересованными советскими организациями о том, чтобы «Мартини и Росси» была представлена на родине его предков и собственным филиалом, который бы с выгодой и для советской стороны занимался производственной деятельностью, принося нам столь необходимую валюту...
В чем же секрет успеха «Мартини и Росси» и на внутреннем, и на международном рынках? Если говорить о секрете в подлинном значении этого слова, то он, конечно, есть и заключается в том, что по сей день только узкая группа специалистов, работающих в Пессьоне, знает состав из двухсот трав и специй, которые используются для приготовления смеси и придают неповторимый вкус и аромат белому, красному и розовому «Мартини». Есть свои секреты, связанные с выпуском небольшой партии шампанского «Ризерва Монтелера брют» (всего 700 тысяч бутылок в год), приготовляемого по классическому' «бутылочному способу», — тончайшего по вкусу и букету, но очень дорогого, а также с производством промышленным способом и более массовым «тиражом» шампанских вин «Рислинг Ольтрепо павезе» (2,7 миллиона бутылок в год) и «Асти Мартини» (18 миллионов бутылок в год, из которых три четверти идет на экспорт, главным образом в Соединенные Штаты).
Здесь ничего необычного нет. Каждая фирма, добившаяся успеха у потребителей, имеет свои производственные секреты и свято блюдет их.
Отличительные особенности в деятельности «Мартини и Росси» состоят в стратегии по завоеванию национального и международного рынков. Фирма с самого начала не жалела средств на рекламу и сейчас 11,5 процента ее оборотных средств (150 миллионов долларов) идет на эти цели. Но реклама рекламе рознь. «Мартини и Росси» с давних пор не ограничивается расхожим способом убеждения потребителей в отменных свойствах своей продукции, а стремится связать марку фирмы с заметными событиями в культурной жизни Италии и Европы, выступает их инициатором. Лучший тенор современности Лучано Паваротти недавно в одном из интервью вспоминал, что в его музыкальном воспитании большую роль сыграли концерты классической музыки, которые в течение двадцати лет передавались итальянским радио по инициативе фирмы «Мартини и Росси». Такие концерты, по мнению многих, привили любовь к классической музыке целому поколению итальянцев.
Это только один пример, а «Мартини и Росси» выступала и выступает с десятками подобных инициатив, которые связали в сознании миллионов людей имя фирмы с крупными явлениями в национальной и международной культурной жизни. Это и финансирование работ по реставрации памятников истории и искусства (как, например, Савойской галереи и палаццо Кариньяно в Турине, где работал первый парламент объединенной Италии), и устройство художественных выставок (Пикассо — в Венеции, Модильяни — в Париже, Караваджо — в Лондоне), и организация театральных и музыкальных фестивалей, и проведение многочисленных итальянских, общеевропейских и общемировых спортивных состязаний, на которых разыгрываются учрежденные фирмой кубки, и т. д. и т. п.
Очень интересна и оригинальна идея создания «Террас Мартини», которые имеются в центрах таких городов, как Париж, Лондон, Милан, Сан-Паулу.
«Террасы Мартини», которые устроены так, что с них открываются захватывающие виды на эти города, служат местом регулярных встреч интеллектуальной элиты, на них представляются новые имена и произведения искусства, культуры, науки.
Словом, все рассчитано на то, чтобы марка «Мартини» была олицетворением современного образа жизни во всех его проявлениях, в чем фирма, как говорят все данные, преуспела и преуспевает. Но так ли преуспевают те, кто своим трудом способствует процветанию винодельческого гиганта, — тысячи крестьян-виноградарей, поставляющие напоенное солнцем «сырье» для выпускаемых фирмой прославленных вермутов, сухих и шампанских вин и сотен других напитков?
Я побывал в хозяйствах двух крестьян-виноградарей в окрестностях Турина, где выращивается виноград, идущий на изготовление игристого вина «Асти Мартини». Один из них — Джованни Марино. Ему 53 года. Вместе с женой обрабатывает участок земли в 12 гектаров. Трудиться приходится от зари до зари. Раньше, когда были живы отец и дядя, работали вчетвером и было легче. У детей же душа не лежит к крестьянскому труду: сын работает в Турине служащим, дочь учится в университете. Дом у супругов Марино, что говорится, — полная чаша. Первый этаж этого кирпичного здания предназначен для хозяйственных нужд, там стоят три автомашины, три трактора, масса всевозможных навесных орудий, прицепы и т. п. Там же — складские помещения. Чуть поодаль, в отдельном строении, хозяева держат кур и индеек (супруги Марино особенно хотели показать свою гордость — индюка ростом и в самом деле с доброго теленка), а еще подальше — другое строение, с тремя свиньями.
Живут супруги Марино на втором этаже дома, который обставлен превосходной городской мебелью, снабжен всеми городскими удобствами и в наших глазах скорее похож на виллу средней руки кинозвезды, чем на жилище какого-то безвестного крестьянина-виноградаря.
Такой же дом, набор автомашин и тракторов (только других марок) я увидел и у другого виноградаря — Черрутти Пьеркарло, который тоже сетовал на нелегкость крестьянского труда, но с удовлетворением сообщил, что вознаграждается он достаточно щедро. Его средний чистый годовой доход — 60 миллионов лир, что по официальному курсу означает 30 тысяч рублей. Если же при этом счет вести по введенному у нас с 1 апреля сего года рыночному курсу, то доход Черрутти Пьеркарло составляет около 1,4 миллиона рублей в год!
Налог при этом составляет чисто символическую цифру — 0,5 миллиона лир. Итальянское государство фискальными льготами всячески поощряет мелкое и среднее землевладение в деревне наряду с мелким и средним предпринимательством в городе, вносящим огромный вклад в процветание итальянской экономики. Нам есть чему поучиться у итальянцев как по части организации дела, так и бережного, подлинно государственного отношения к малому бизнесу в городе и деревне.
Что касается виноградарства, то следует иметь в виду, что в Италии крестьянских хозяйств, выращивающих «солнечную ягоду», насчитывается около 1300 тысяч, а владеют они земельной площадью в 1240 тысяч гектаров. В среднем одно хозяйство располагает менее чем одним гектаром земли, и тем не менее они не разоряются: число крестьян-виноградарей в стране остается стабильным. И это они способствуют тому, что из всех отраслей пищевой промышленности Италии виноделие — единственно доходная экспортная отрасль…


СВЕТ И ТЕНИ НАШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Нам успехи итальянских экспортеров вина, конечно, приходится ощущать мало, как, впрочем, и всех других экспортеров. Имеющиеся возможности расширения действительно взаимовыгодных торгово-экономических отношений между нашими странами используются недостаточно. Частью, конечно, в силу объективных причин: неконвертируемости рубля, сложности нашей внутриполитической обстановки, неплатежеспособности советской стороны, что все больше тревожит наших партнеров во всех странах, и т. п.
Дело, однако, не только в этом. По мнению итальянских бизнесменов, с которыми мне приходилось встречаться, многие трудности объясняются еще и слабой инициативностью советских партнеров, отсутствием у них «нюха» и деловой хватки. Генеральный директор одного советско-итальянского предприятия, действующего в Москве, с обескураженным видом рассказывал мне, что Он предложил заведующему столовой для сотрудников этого предприятия взять ее в свою частную собственность, но тот категорически отказался.
— Представляете, — говорил мой итальянский собеседник, разводя руками, — чтобы в Италии кто-нибудь не принял такое предложение, учитывая, что я гарантирую приобретение в день не менее 70 обедов для своего персонала...
На неповоротливость советских партнеров жаловался мне и фабрикант меховых и кожаных изделий Марио Броджи, который очень сожалел, что время не позволяло журналисту из Москвы ознакомиться с производством на его предприятиях, и потому он вынужден был ограничиться показом готовых изделий на складе. При виде этой продукции — современного покроя мужских курток из нежной и мягкой, точно пух, кожи, легких, отлично сшитых мужских и дамских дубленок, элегантных дамских манто, меховых дамских шапочек на все вкусы и возрасты (и все это от самых дешевых — из овечьего, козьего, кроличьего меха до самых изысканных и дорогих — из норки и каракуля) — я охотно верил моему собеседнику, рассказывавшему, что на его фабриках применяются самые современные процессы обработки кожи и меха.
Броджи уже в третьем поколении меховщик и кожевник. Дело начинал еще дед. Это их семейная профессия — обработка кожи, идущая от вековых традиций итальянских ремесленников, прославленных мастеров по изготовлению кожаных изделий. Отсюда и высочайший уровень квалификации рабочей силы на фабриках Броджи, а также столь же высокая ее стоимость. Другая проблема — сырье, которого не хватает в Италии и которое дорого.
— У вас же, в России,— говорил Броджи,— горы сырья, которое или просто гибнет, или же обрабатывается так, что хочется плакать. Виной тому — отсталая технология. Подумайте: там, где у нас с делом вполне справляются 10—15 человек, у вас работают 100. Так что тут есть и огромнейший резерв экономии на рабочей силе (при одновременном росте производительности труда и повышении благосостояния работающих), и на сырье. Мы готовы предоставить вам нашу технологию, оборудование и химические продукты. В обмен не требуется никакой валюты: вы поставляете нам кожи и меха, обработанные по нашей технологии, или же мы организуем совместные предприятия по пошиву готовых изделий, которые с нашей маркой будут реализовываться через нашу торговую сеть по всему миру и приносить вам большие валютные доходы. Соответствующие предложения мы уже сделали советским партнерам, гарантировали им, что сможем наладить производство всех вот этих изделий, что видите здесь, в течение трех месяцев, но время течет, прошли уже годы, а дело пока с места не сдвинулось...
Справедливости ради надо сказать, что несмотря на отдельные неудачи, Италия лидирует по числу созданных в Советском Союзе совместных предприятий и вообще давно уже показывает в отношениях с нашей страной пример деловой целеустремленности, выдержки, предвидения, неподвластных преходящей политической конъюнктуре. Так, именно Италия была инициатором создания первого в нашей стране совместного финансового института — Международного московского банка (ММБ), расположившегося в самом центре Москвы — проезде Художественного театра.
— Идея такого банка со смешанным капиталом — в иностранной валюте и в рублях — принадлежит Итальянскому коммерческому банку, — рассказывает его представитель в Москве доктор Арис Марсанич, много лет успешно работающий в нашей стране. — Итальянский коммерческий банк ведет дела с СССР еще с 20-х годов. Именно этот банк финансировал поставку оборудования ФИАТ для автомобильного гиганта в Тольятти, а также для других крупнейших строек, осуществленных в нашей стране такими крупнейшими итальянскими фирмами, как «Оливетти», «Пирелли», ЭНИ и другими. Переговоры о создании ММБ шли с компетентными советскими организациями несколько лет и завершились решением Советского правительства, одобряющим учреждение нового банка. Этим важным событием было положено начало совершенно новой банковской системе в Советском Союзе, отвечающей потребностям его перестраивающейся экономики. В принципе в СССР сейчас уже действует более шестидесяти отделений иностранных банков, включая семь итальянских, которые помогают предпринимателям, желающим выйти на советский рынок, ориентируют их в хитросплетениях советской экономики, а с недавних пор осуществляют и прямое финансовое сотрудничество с советскими банками.
— Но раньше в СССР не было частных финансовых институтов, большинство акций в которых принадлежало бы иностранному капиталу и которые бы оказывали услуги в иностранной валюте и в рублях советским и иностранным клиентам наравне с советскими банками, — объяснял мне коммерческий директор ММБ доктор Альдо Лепори. — Таким банком и является ММБ, уставный капитал которого равняется 100 миллионам рублей. Из них — 20 процентов в рублях, 80 — в иностранной валюте. Итальянскому коммерческому банку и его четырем западным партнерам принадлежит по 12 процентов акций, всего 60 процентов. Трем советским банкам — 40 процентов акций. Главная задача на первых порах — финансирование совместных предприятий, экспортно-импортных сделок, что предоставляет широкие возможности для того, чтобы хорошо зарабатывать. Для банкиров это главное...
Очень интересна и программа развития сотрудничества с советскими партнерами, разработанная фирмой «Мартини и Росси», но пока по этим вопросам только ведутся переговоры, раскрывать ее конкретное содержание преждевременно. Хочется думать, что маркиз Сейсельдекс, потомок русских князей Голицыных и графов Бутурлиных, отводит ей в своей коммерческой стратегии важное место не только потому, что она обещает солидные дивиденды фирме, но и помня о своем происхождении: ведь Россия — его вторая родина.

И. БОЧАРОВ
Турин — Москва.
«За рубежом» №20 (1609) 1991г.
 
 
 
 
 
 
 
 

Омар Хайям

 
 
 
 

Расул Гамзатов

 
 
 
 

Мирза Шафи Вазех

 
 

The Soviet Wines and BrandiesThe collection of wine and brandy labels of the Soviet Union is presented to your attention. It is also possible to find here the retail prices for wines and brandies ...

  • Анализ страниц сайта